Форум "Всё про всё"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум "Всё про всё" » Собаки » Разные полезные рассказы,статьи


Разные полезные рассказы,статьи

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Вот как надо дресировать ваше собачёнку)))

       КАК ДРЕССИРОВАТЬ СОБАКУ?
Своеобразный ум собаки
проявляется в способности приспосабливаться к различной обстановке, быстро
перестраивать свое поведение в новых условиях, в четкости действий при
выполнении сложной работы по сигналам хозяина. Однако при дрессировке не следует
забывать, что мышление этих животных отличается от человеческого, отвлеченного,
абстрактного. Мышление собаки резко ограничено. Она способна постигнуть лишь то,
что непосредственно может увидеть, понюхать, услышать. Только это даст
возможность ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу и прочему установить
связи между предметами и явлениями во времени и пространстве. Прежде чем
приступить к дрессировке собаки, владелец ее должен пройти специальную
подготовку, которая включает три раздела: изучение теории, физиологических основ
поведения и дрессировки собаки; изучение техники дрессировки; практическую
работу на дрессировочных площадках, в поле и дома. Знание физиологических основ
поведения и дрессировки собаки необходимо для того, чтобы понимать особенности
ее психики и в соответствии с ней правильно работать с животным. Техника
дрессировки включает правила воздействия на собаку определенными раздражителями
для выработки у нее необходимых навыков. Кроме того, она приучает к режиму
дрессировки и последовательности выработки навыков. Цель общей дрессировки —
выработать у собаки сравнительно простые навыки послушания, необходимые для
управления ее поведением и выработки специальных навыков. Навыки общей
дрессировки называют общим курсом дрессировки, с помощью которых человек может
дисциплинировать поведение животного. Они вырабатываются независимо от цели и
назначения собаки — для комнатной или служебной. Тренировка собаки представляет
собой повторение пройденного и проводится с тем, чтобы сохранить в ее памяти
навыки, выработанные при дрессировке, и совершенствовать их. Функции нервной
системы собаки очень сложны. Она управляет работой всех внутренних органов и
осуществляет связь организма с окружающей средой, которая является совокупностью
различных раздражителей. Одни из них могут быть полезными, другиевредными.
Правильная ответная реакция животного на них обеспечивает нормальное
взаимодействие организма с окружающей средой и жизнь собаки. Например, голод и
жажда заставляют ее искать пищу и воду. Собака, страдающая от глистов, начинает
есть чернобыльник, к которому обычно не прикасается, и т. д. Собаководы-любители
знают, как собака сопротивляется, когда на нее впервые пытаются надеть
намордник. Это борьба с ограничением рефлекса свободы. Ориентировочный рефлекс,
возникающий на любое изменение к окружающей обстановке, на каждый новый
раздражитель (звуковой, обонятельный) выражается в движении глаз, повороте ушных
раковин, головы, а иногда и всего туловища в сторону раздражителя. В зависимости
от характера раздражителя ориентировочный рефлекс может сменяться на
оборонительный, пищевой, игровой или другой, а также угаснуть при многократном
действии раздражителя, не имеющего важного значения для организма. В отличие от
простых безусловных, сложные безусловные рефлексы состоят из целой цепи простых.
В сложном безусловном рефлексе действие одного рефлекса является раздражителем
для другого. Благодаря инстинктам, сформированным тысячами предшествующих
поколений, новорожденные животные уже с самого появления на свет способны
реагировать на некоторые влияния внешней среды таким целесообразным поведением,
как их родители. Не все инстинкты проявляются у них в первые минуты жизни и не
все остаются на всю жизнь. Инстинкт — это приспособление животных к строго
определенным условиям среды. И если они изменяются, животному, чтобы
приспособиться к ним, необходимо дополнять инстинкты, вносить поправки в
поведение. В связи с этим у него развилась способность учиться, использовать в
поведении «свой» опыт. Основой этой способности является условный рефлекс,
благодаря которому и возможна дрессировка. Например, дрессировщик подает собаке
команду «Сидеть!» (условный раздражитель) и вслед за этим нажимает рукой на
поясницу ближе к крестцу (механическое воздействие). Команда «Сидеть!»
воспринимается органом слуха собаки, и по нервам импульсы доходят до слухового
центра коры головного мозга — возникает первый очаг возбуждения. От давления
рукой в области поясницы также появляются соответствующие импульсы возбуждения,
которые по другим чувствительным нервам доходят до двигательного центра коры
головного мозга — возникает второй очаг возбуждения. Собака садится. При
многократном повторении действия этих двух раздражителей в коре головного мозга
образуется связь между слуховым и двигательными центрами, и достаточно животному
подать команду «Сидеть!», как в коре головного мозга из слухового центра команда
пойдет в двигательный, а затем по нервам к мышцам — и собака сядет.
Собаководы-любители должны помнить, что первоначальную дрессировку необходимо
проводить в привычной для собаки обстановке и не перегружать ее командами. Если
интенсивность команд, т. е. процесса возбуждения превысит предел
работоспособности клеток головного мозга, может развиться так называемое
охранительное, запредельное, торможение. Поэтому при дрессировке следует
применять раздражители умеренной силы, не слишком часто их повторять и соблюдать
режим упражнений, чтобы не получилась передрессировка. Инстинкты у животных
передаются по наследству, степень и форма проявления которых зависят от
состояния организма и влияния окружающей среды. В процессе жизни инстинкты
дополняются большим количеством условных рефлексов, поэтому у взрослой собаки
проявление их усложняется и представляет собой ответные действия, такие как
пищевая, оборонительная, ориентировочная и половая реакции. Пищевая реакция, или
пищевое поведение, возникает у голодной собаки. Она направлена на поиск и
поедание пищи. При этом проявляется целая группа разнообразных пищевых
рефлексов: захватывание, разгрызание, глотание, слюноотделение. Оборонительное
поведение дает возможность собаке избегать опасности. Оно проявляется в двух
формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. Ориентировочное
поведение отмечается при действии на животное новых раздражителей и проявляется
в обнюхивании предметов, прислушивании, насторожении и пр. Со временем этот
врожденный рефлекс усложняется, собака может не только знакомиться с окружающей
обстановкой, но и проявить более сложный процесс, например найти хозяина.
Половое поведение возникает при половом возбуждении. Оно направлено на
обеспечение процесса размножения. При дрессировке половых и родительских
инстинктов не используют.
     
       Типы высшей нервной деятельности у собак.
Условные рефлексы вырабатываются у собак с различной быстротой и легкостью, но наряду с
этим могут легко нарушаться. Это во многом зависит от типа высшей нервной
деятельности собак, который определяется соотношением силы, подвижности и
уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Различают четыре основных
типа высшей нервной деятельности. Возбудимый, безудержный тип (холерик). Нервные
процессы сильные, подвижные, но неуравновешенные, причем процесс возбуждения
преобладает над торможением. Собаки этого типа отличаются большой энергией и
подвижностью. При дрессировке у них с трудом вырабатываются выдержка в различных
положениях и дифференцировка. Однако выдрессированные животные проявляют хорошую
работоспособность и послушание. Подвижный тип (сангвиник). Нервные процессы
сильные, подвижные и уравновешенные. Собаки этого типа легко поддаются
дрессировке. Инертный тип (флегматик). Нервные процессы сильные, уравновешенные,
но малоподвижные. У собак этого типа условные рефлексы вырабатываются медленно и
с трудом, но удерживаются стойко. Чрезмерно медленных животных дрессировать
нецелесообразно. Слабый тормозной тип (меланхолик). Нервные процессы слабые,
неуравновешенные, малоподвижные. Условные рефлексы вырабатываются с трудом и
сохраняются недолго. Собаки с явно слабым типом высшей нервной деятельности к
дрессировке не пригодны. Определить тип можно лишь в процессе дрессировки и то
ориентировочно и с большим трудом, так как внешнее поведение не всегда
соответствует типу высшей нервной деятельности. Например, трусливая собака может
быть слабого и сильного типов высшей нервной деятельности. Поэтому в практике
тип поведения животного лучше определять в целом. Делают это быстро, наблюдая за
собакой в различной обстановке и в разное время.

             Какие могут быть затруднения при дрессировке?
  Основными причинами нарушения условно рефлекторной деятельности
собаки являются грубое поведение, воздействие на нее сильными раздражителями,
злоупотребление выдержкой у возбудимых собак, частое принуждение собаки к
преодолению высоких, непосильных для нее препятствий, быстрое переключение ее
при навыке одного действия на другое, применение одной за другой противоречивых
команд «Фас!» и «Фу!». Все это приводит к перенапряжению возбудительного или
тормозного центра и перенапряжению подвижности нервных процессов (неврозам).
Формы проявления неврозов многообразны. Однако все расстройства имеют общие
черты. Прежде всего неврозы развиваются хронически, и нарушения высшей нервной
деятельности проявляются стойко. Кроме того, при неврозах наблюдаются
несоответствие поведения собаки тем условиям, которые на нее воздействуют, и
проявление извращенных рефлексов. При всех нарушениях животные либо хаотичны,
либо чрезмерно возбудимы, боятся определенных раздражителей. Чтобы устранить
невроз, необходимо прекратить дрессировку и дать собаке отдохнуть несколько
дней, в тяжелых случаях — несколько недель или месяцев. Заставлять работать ее
нужно постепенно, относиться к ней осторожно, ласково. Чтобы избежать невроза,
дрессировать собаку надо по строго определенной системе, соблюдая при этом
последовательность, методику каждого навыка и режим упражнений на каждом
занятии. Необходимо также соблюдать индивидуальный подход и правила применения
различных раздражителей.

                 Раздражители и их роль в дрессировке.
Все, что воздействует на органы чувств собаки и вызывает ощущения, называется
раздражителями. Условия среды воздействуют на организм животного как
раздражители. Изменения внешней среды, условий содержания, освещенности,
влажности и температуры воздуха вызывают определенные изменения внешнего
поведения собаки. Сильные, или необычные, новые раздражители вызывают изменения
в поведении собаки и отвлекают ее от работы: это чаще всего животные, птицы,
люди и пр. Чем лучше выработаны у собаки навыки, тем меньше она отвлекается на
внешние раздражители. К внутренним отвлекающим раздражителям относятся болевые
ощущения, резкое утомление, переполнение мочевого пузыря и прямой кишки и пр.
Указанные раздражители всегда будут тормозить работу собаки. Поэтому
дрессировщику необходимо о них помнить и принимать меры к устранению. При
дрессировке на собаку воздействуют следующими внешними раздражителями: пищевыми
— дача мяса, сахара, хлеба; механическими — рывок поводком, давление рукой, удар
прутом; звуковыми — словесные команды, свист, выстрел; световыми, или
зрительными,— жесты рукой, поза дрессировщика, форма, цвет и размер
предмета,одежды; обонятельными — индивидуальный запах хозяина, пищи. Звуковые,
световые и обонятельные раздражители являются условными (сигнальными). Пищевые
раздражители применяют для подкрепления условного рефлекса — это может быть
кусочек мяса, хлеба, сахара. Например, произносят кличку и дают собаке кусочек
мяса или произносят команду «Сидеть!», нажимая рукой в области поясницы, и, как
только она сядет, дают снова кусочек мяса. Таким образом, пищу используют для
приучения собак к выполнению других поставленных хозяином задач. Чтобы пищевой
раздражитель действовал сильнее, дрессировать животное нужно до кормления либо
через 3—4 часа после него. Кусочки мяса должны быть одинаковыми — мелкие
являются слабым раздражителем, а большие быстро насыщают собаку, и она начинает
слабо работать. Обычно дачу лакомства сочетают с поощрением, возгласом «Хорошо!»
и поглаживанием собаки, что способствует образованию условного рефлекса на эти
положительные раздражители. Когда навыки у собаки выработались и закрепились,
лакомства дают реже и заменяют их поглаживанием «Хорошо!» Можно применять и
другие слова: «молодец», «умница» и прочие, только следует повторять одни и те
же. Механические раздражители. Механические воздействия на кожу собаки
дрессировщик осуществляет различным путем: нажимает рукой на определенную часть
тела — поясницу, холку либо поглаживает, воздействует поводком через ошейник,
подтягивает, рывком и т. д. Дрессировщик, применяя механические раздражители,
вызывает у животного нужные движения, чем подчиняет его поведение своим целям.
Но следует учитывать силу механического раздражителя, чтобы собака не боялась
дрессировщика и не кусала его. Условные раздражители. При дрессировке собак в
качестве условных раздражителей применяют звуковые команды, зрительные жесты,
запахи и пр. Условными раздражителями может стать время работы с животным. Если
постоянно приучать собаку работать по запахам утром, то днем или вечером она
будет выполнять команды хуже. Надо учитывать и то обстоятельство, что если в
начале занятий каждое исполнение животным подкрепляется лакомством, а в конце
нет, то это снижает его активность и внимание. Условным раздражителем могут
стать мимика лица, интонация голоса, поза и темп движения дрессировщика.
Сдвинутые брови человека, его крик, изогнутая поза корпуса приводят собаку в
смятение, так как эти сигналы связаны у нее с болевыми воздействиями.
Дрессировщик условными раздражителями может воздействовать и на расстоянии от
животного. Команда представляет собой комплекс звуков. Собака отличает одну
команду от другой по интонации, сочетанию звуков, разному их количеству.
Изменение или искажение команды не вызывает у нее ответных действий. Если
дрессировщик при обучении искажает команду, пустословит, уговаривает собаку, то
это только отвлекает ее и вредит дрессировке. Команда для собаки — комплексный
раздражитель, и она способна различать не только сочетание звуков, но и
интонацию команды. Если команду в обычном тоне не подкреплять лакомством, а в
приказном подкреплять, то рефлекс будет проявляться только на приказной тон.
Приказную интонацию применяют при выработке у животного различных навыков.
Команду произносят настойчиво, уверенно и подкрепляют лакомством. Громкость ее
средняя. Для усиления действия команды, в случаях принуждения и запрещения, а
также если собака не реагирует на нее, применяют угрожающую интонацию. Команду
произносят резко, с повышенным тоном и подкрепляют ее более сильным болевым
воздействием — резким рывком за поводок или нажимом и всегда закрепляют командой
«Фу!». Ее дают громко, резко, подкрепляя ударом прута. Этой командой прекращают
нежелательное для дрессировщика действие собаки. Нельзя злоупотреблять
угрожающими интонациями, иначе животное привыкает и затрудняется его
дрессировка. Обычно интонацию применяют для очень чувствительных собак или в
порядке одобрения их действий. В одобрительных интонациях произносят поощрение
«Хорошо!». Слово это говорят тихо и ласково. Команды должны быть четкими,
ясными, их нельзя изменять, следует учитывать и особенности поведения собаки при
различных интонациях. Жесты применяют для выработки навыков в целях бесшумного
управления собакой при использовании ее на службе. Жестами дрессировщик
воздействует на животное на расстоянии, указывает ему направление движения при
розыске и подноске предметов, обыске помещения и местности. Навыки на жест
вырабатывают обычно после прочного усвоения этого предмета на словесную команду.
Жесты, как и команды, следует подавать стандартно и четко. Запаховые
раздражители. Обоняние у собаки играет исключительную роль. С его помощью она
узнает хозяина, разыскивает пищу, выслеживает дичь, спасается от врагов.
Обоняние имеет важное значение в половых инстинктах и оценке качества пищи.
Высокая чувствительность обоняния дает возможность использовать дрессированную
собаку для розыска человека по запаховым невидимым следам большой давности, в
сложных условиях и на больших расстояниях. Это свойство обусловлено способностью
животного сохранять в памяти восприятий конкретный запах и в случае потери
находить его путем составления непосредственного ощущения с запомнившимся
запахом. Каждый человек обладает индивидуальным запахом, по которому собака
отличает его от другого: запах пота, кожного сала. Кроме того, человек является
носителем запахов обуви, мыла, табака, парфюмерных средств и запахов, связанных
с профессией. При его передвижении запаховые частицы рассеиваются и составляют
запаховый след. Запах, заданный собаке в целях поиска, является сигналом для
отыскивания источника запаха. Поэтому дрессировку, связанную с розыском по
запаху, собака должна завершить нахождением человека с разыскиваемым запахом, а
в служебном собаководстве — с обязательным нападением на него. Воздействие
дрессировщика на собаку. Самым важным раздражителем для собаки является
дрессировщик. Он воздействует на нее своим индивидуальным запахом, голосом,
жестами, мимикой лица, позой, формой одежды и темпом движения. Собака хорошо
отличает голос хозяина, четко реагирует на подаваемые им команды и не реагирует
на команды, подаваемые другим человеком. Она без особого труда находит хозяина
по его запахам. Наиболее сильное воздействие оказывает тот человек, который
выращивает, воспитывает и дрессирует собаку. Систематический уход и кормление ее
укрепляют контакт. Но дрессировщик должен быть сдержанным, строгим в обращении с
животным и помнить, что чрезмерная ласка и частая игра отрицательно влияют на
дисциплинированность собаки. При обучении собаки часто бывает необходимо участие
помощника дрессировщика, которым может быть любой член семьи. Помощник должен
действовать четко, проявляя ловкость и находчивость, не бояться собаки и
обязательно знать методы дрессировки.

                       Методы дрессировки собак — это комплекс
способов и приемов, с помощью которых у дрессируемого животного вырабатываются
условные рефлексы. При дрессировке применяют четыре основных метода:
механический, вкусопоощрительный, контрастный и подражательный. Механический
метод заключается в том, что условный раздражитель подкрепляется механическим
нажатием на крестец, рывком за поводок. Например, команда «Сидеть!»
сопровождается нажимом рукой в области поясницы и натягиванием поводка вверх и
назад. Таким способом можно выработать многое, но не все. В частности, нельзя
выработать навыки выборки предметов по запаху. Кроме того, механические
воздействия нередко вызывают у собаки боязнь дрессировщика и угнетенное
состояние. Поэтому дрессировщик должен умело пользоваться механическим методом,
не допускать частых и длительных болевых воздействий, учитывать индивидуальные
особенности поведения собаки. Вкусопоощрительный метод. При этом методе условный
разражитель подкрепляется дачей животному лакомства. Например, команда «Ко мне!»
сопровождается показом собаке лакомства, а когда она подойдет, дрессировщик
отдает ей его. Вкусопоощрительный метод используют для выработки
общедисциплинарных и специальных навыков. Условные рефлексы на основе пищевого
подкрепления вырабатываются быстро и хорошо. Кроме того, собака активно
работает, усиливается ее привязанность к дрессировщику. Однако не все навыки
можно вырабатывать таким способом, поэтому вкусопоощрительный метод чаще
применяют в сочетании с механическим. Контрастный метод заключается в том, что
действие условного раздражителя подкрепляется раздражителем механическим, а
затем пищевым. Например, подав команду «Сидеть!», делают нажим в области
поясницы и натягивают поводок вверх и назад, и когда собака сядет, дают ей
лакомство. Контрастный метод способствует четкой, безотказной работе животного в
различных условиях. Кроме того, благодаря вкусовому поощрению он способствует
поддержанию и укреплению привязанности собаки к дрессировщику. Подражательный
метод основан на использовании врожденной особенности организма животного
воздействиям другого животного. Так, достаточно одной собаке возбудиться, как на
ее лай начинают реагировать и другие. Подражательный метод применяют при
обучении собак преодолению препятствий, задержанию убегающего, проявлению лая по
команде, а также при воспитательной дрессировке щенков.

                    Навыки и правила их выработки у собак.
  Навыки —это действия собаки, которые в результате длительного
повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться автоматически. У
животных они неосознанны и вырабатываются в ходе приспособления к окружающей
среде и целенаправленной дрессировки. Обычно навык — последовательное проявление
собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов. Например, навык
на команду «Ко мне!» состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между
собой в определенной связи. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к
дрессировщику, во-вторых, она садится около него и, в-третьих, проявляется
тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении. Процесс
выработки навыка можно разделить на три периода. Первый — дрессировщик подбирает
условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку
первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Так, навык
подносить предметы развивают с выработки у собаки по команде «Апорт!» хватания
предмета, находящегося в руках дрессировщика. Второй — совершенствуя
первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых
рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, рефлекс хватания предмета
по команде «Апорт!» дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку
приучают брать зубами предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать заброшенный
далеко и подносить дрессировщику. Таким образом, навык вырабатывается в целом.
Третий — продолжаются выработка и усвоение выработанного во второй стадии навыка
до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в различных условиях
и при наличии отвлекающих раздражителей. При дрессировке собак необходимо
соблюдать следующие правила: иметь два раздражителя, один должен быть звуковым
(команда), второй — механическим (рывок поводком, пища). Выработка условного
рефлекса должна основываться на обязательном сильном безусловном. Только в таком
случае вырабатывается за более короткое время стойкий рефлекс. Поэтому если
условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, собаку перед
работой не рекомендуется кормить. Сила возбуждения животного на безусловный
раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и
приказная интонация команды обязательны. Например, нажимать рукой на поясницу
собаки следует сильно, четко и кратковременно. Если команду «Сидеть!» подавать
очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, т. е.
оказывать слабое раздражение, рефлекс не образуется. Условные и безусловные
раздражители нужно правильно сочетать. Безусловный раздражитель применяют через
1—2 секунды после условного. Так, подают команду «Рядом!» и через 1—2 секунды
делают рывок поводком. Раздражители надо применять многократно. Повторять их
действие можно через 2—3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15—20 упражнений
при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 5—10 упражнений при выработке
оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается,
необходимо изменять режим упражнений и время между ними: то сокращать, то
удлинять. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние
раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают
собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже
выработан обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в
любых сложных условиях. Дрессируемая собака должна быть здоровой и бодрой. У
вялой, больной рефлексы не вырабатываются. Обращаться'с собакой нужно спокойно,
бережно. При грубом поведении условные рефлексы не образуются: этот процесс
тормозится защитными реакциями организма. Всегда ли нужно подкреплять условный
раздражитель безусловным? В начальный период выработки навыка подкрепление надо
применять систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал,
дрессировщик изменяет порядок применения. Целесообразно подкрепление применять
все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Она
все время ждет его, но когда подкрепление последует, после какого упражнения —
для нее неизвестно. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В
последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика,
подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе выработки нужных навыков
правильные действия собаки поощряются восклицанием «Хорошо!», поглаживанием,
дачей лакомства, а неправильные останавливаются и исправляются, что также
способствует лучшей выработке рефлексов. Когда навык прочно закреплен, он
проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака
будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в
формировании поведения принадлежит внешним факторам и возникшей потребности
совершать определенные мышечные движения. Учитывая закономерности выработки
навыка, не следует на одном занятии заниматься несколькими. Целесообразно
вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе 5—6 минут, изменить
обстановку и после этого переключиться на другую работу, более легкую.

                  Индивидуальный подход к дрессировке собак.
  При дрессировке необходимо правильно
анализировать поведение собаки, учитывать состояние ее организма, возраст,
условия содержания и воспитания, преобладающую реакцию поведения, особенности
типа нервной системы, двигательную активность, естественные повадки, привычки и
в соответствии с этим определять методику обучения. Все это входит в понятие
«индивидуальный» подход. Обучать собак следует с возраста восьми месяцев до
полутора лет. Более молодые чувствительны к раздражителям, особенно
механическим, что нередко вызывает развитие трусости. Начальная, так называемая
воспитательная, дрессировка начинается значительно раньше, еще в щенячьем
возрасте. Молодых собак следует постепенно вовлекать в работу, строго соблюдая
режим упражнений и применяя в основном подражательный метод. У собак в возрасте
двух лет и более навыки вырабатываются труднее. К этому времени они нередко
приобретают нежелательные навыки, мешающие дрессировке. В случае неправильного
воспитания у таких животных могут укорениться в поведении отрицательные черты,
которые в этом возрасте исправить сложнее: собака может быть трусливой, ласковой
к посторонним, отвлекаться на посторонние раздражители и пр. Обучая комнатную
собачку в домашних условиях, владелец должен знать, что запрещающую команду
«Фу!», «Нельзя!» следует всегда отдавать строгим голосом, а при непослушании —
даже угрожающим тоном и первое время сопровождать ее легким шлепком, рывком
поводка. Очень скоро собака поймет, что от нее требуется. Дрессировку производят
на лакомство, т. е. за каждое исполнение собака получает кусочек мяса или
что-нибудь другое вкусное. Когда она начнет исполнять команды, лакомство дают не
всякий раз, а через несколько повторений. При дрессировке нельзя бить животное,
раздражаться, кричать на него. Все команды необходимо отдавать всегда одинаково.
Например, если вы учите собаку садиться по команде и избрали для этого слово
«Сидеть», то нельзя говорить «Сядь, садись!» или что-то в этом роде. У нее
вырабатывается условный рефлекс только на слово «Сидеть!» и на соответствующий
этому жест. Дрессировка собаки доступна каждому, ничего особенного и сложного в
этом нет. Нужно только терпение. Техника дрессировки сводится к трем основным
моментам: заставляют животное сделать нужное движение; поощряют его за правильно
выполненное действие; одновременно подают нужный сигнал голосом или жестом.
Труднее всего — заставить животное сделать нужное движение, а затем
почувствовать время и момент применения поощрения лакомством или лаской.
Допустим, вы хотите приучить собаку садиться при слове «Сидеть!». Окликните ее,
ласково подзовите к себе. Возьмите кусочек лакомства. Собака внимательно
наблюдает за движениями вашей руки. Держите лакомство чуть выше ее головы, так,
чтобы она была запрокинута вверх. Собака невольно сядет, ей так удобнее смотреть
на вашу руку с лакомством. Повторяйте все время команду «Сидеть, сидеть!» Как
только собака села, ласково погладьте ее и дайте лакомство. Так нужно проделать
несколько раз, пока она быстро и охотно не сядет, ожидая награды. Когда рефлекс
твердо выработается, слова приказа можно произносить с любой интонацией, и
собака всегда выполнит ваше желание. Подобным образом вырабатывается рефлекс на
слово «Ложись!». Если вы хотите научить собаку «здороваться», т. е. подавать
лапу, попробуйте сделать так. Посадите ее перед собой. В левую руку возьмите
кусочек лакомства и со словами «дай лапу» возьмите ее правую лапу и тут же дайте
лакомство. Повторите это несколько раз. Когда вы чувствуете, что собака не
сопротивляется, скажите «дай лапу» и протяните ей что-нибудь вкусное. Она
потянется за лакомством, но ваша рука преградит собаке путь. Животное
обязательно приподнимет лапу. Дайте за это лакомство. Повторяйте эти движения,
усложняйте их. Поощряйте собаку каждый раз, когда она своей лапой прикоснется к
вашей руке и так до тех пор, пока не научится класть лапу на протянутую руку. Но
не стремитесь достичь всего за один день. Собака может устать от обучения и
отказаться выполнять ваше желание. Не спешите, сделайте перерыв. Процесс
обучения сложный и утомительный как для вас, так и для животного. Вы можете
обучить прыгать собаку через препятствие,в обруч или через палочку, которую
держите в руке. Сначала нужно заставить ее перешагнуть через препятствие,
произнося при этом слово, которое выбрали как команду. Постепенно увеличивайте
высоту препятствия и не забывайте подкреплять действия собаки ласковым словом и
лакомством. Подобным образом вы можете научить ее прыгать со стула на стул,
приносить разные вещи, например тапочки, газету, «танцевать вальс». Хорошо
обученная собачка доставит много радости и удовольствия вам, вашим знакомым, да
и самой ей будет веселее: ведь животные привыкают «работать» и делают это с
большим удовольствием. При содержании собаки вы должны запомнить несколько
правил. Во время еды (людей, разумеется) не разрешайте ей сидеть возле стола и
провожать жадным взглядом каждый кусок, который кладете себе в рот. Не давайте
ей подачек со стола. Не дразните собаку, отнимая у нее корм. Приучайте ее
спокойно относиться к тому, что вы берете кормушку даже во время еды. Не
наказывайте собаку за проступок, совершенный в ваше отсутствие. Она не поймет
причины наказания, будет бояться вашего прихода, но продолжать шкодить. Если вы
случайно причинили собаке боль, отвлеките ее игрой, лакомством и приласкайте.
Стремясь развить злобу у собаки, никогда не натравливайте ее на членов семьи.

                      Ошибки дрессировщика.
  Поведение животного состоит из множества ответных реакций
на внешние и внутренние раздражители. Формы поведения обусловлены внутренней
природой организма, включающей и механизмы избирательной активности в процессе
взаимодействия с внешней средой. Мышечная деятельность обусловливает
приспособительное поведение организма во внешней среде. Ошибки при дрессировке
затрудняют выработку у собак навыков и приводят к возникновению нежелательных
рефлексов, снижающих служебные качества собаки. Причинами ошибок чаще всего
бывают: слабые знания дрессировщиком физиологии, поведения этих животных и
техники дрессировки, недостаточная наблюдательность за их поведением, отсутствие
индивидуального подхода и т. п. Ошибки бывают общего и частного характера. Одной
из распространенных ошибок общего характера является субъективное понимание
сущности поведения собаки. Дрессировщик переоценивает ее способности, полагая,
что животное все понимает, в том числе и человеческую речь. В результате
неправильного воздействия на собаку раздражителями уговаривает ее, упрекает в
нерадивости и пр. Нередко дрессировщик допускает ошибку в применении условных и
безусловных раздражителей: применяет безусловный раньше условного, например
делает рывок поводком, а затем подает команду «Рядом!» Или многократно повторяет
команду и лишь потом применяет безусловный раздражитель. В результате
вырабатывается запаздывающий рефлекс. Иногда допускается большой интервал между
условным и безусловным раздражителями, вследствие чего возникает следовой
рефлекс вместо совпадающего. Частой ошибкой является привлечение в качестве
помощников одних и тех же лиц, надевающих одну и ту же одежду. В таких случаях
собака привыкает реагировать только на знакомых помощников и на постоянную форму
одежды и слабо реагирует на посторонних лиц в другой одежде. Серьезная ошибка в
дрессировке — отсутствие конкретного режима упражнений или его нарушение при
выработке определенного навыка. В результате возникает передрессировка, и
выработка рефлекса затрудняется. Нельзя дрессировать собаку в одной обстановке и
в одно и то же время. У нее может возникнуть нежелательный навык на обстановку и
время. Собака плохо или вообще не будет работать в других условиях и в иное
время суток. Грубой ошибкой дрессировщика является умышленное натравливание
собаки на животных и птиц. Это приводит к возникновению нежелательных навыков —
нападать на животных, идти по их следам и в результате сделает собаку
малопригодной.

0

2

Вот!

0


Вы здесь » Форум "Всё про всё" » Собаки » Разные полезные рассказы,статьи